Проект «Классные чтения!» - особенное дело

25.10.2016

Ежедневно, ежечасно каждый житель земли воспринимает огромное количество информации. Информационная эра диктует свои правила. Тезисы, короткие посты, яркие образы действуют напрямую, не требуя усилий анализировать, вникать в суть, сопереживать. Следствие – развитие у детей и молодежи «клипового» мышления. Уходят в небытие традиции чтения, в особенности семейного чтения.

 «Человек читающий» – это человек думающий, имеющий собственное мнение, умеющий его формулировать и доносить до окружающих. Вкладывать в «читающее поколение» - значит вкладывать в будущее страны.

В 2015 году БФ «Счастливые истории» (г. Казань) запустил проект «Классные чтения!». Проект рассчитан для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и для тех, кто хочет им помочь.

Цель – подготовить детей, находящихся в коррекционных учреждениях, к вхождению в социум.

Формат: систематичные чтения (2-3 раза в неделю) российских, татарских, зарубежных произведений волонтером, получившим статус «Чтеца».

Что дает проект детям и подросткам:

  • Навык осмысленного чтения через детальный анализ героев, разбор сюжета, ситуаций.
  • Умение формировать и формулировать свои мысли, доносить их до окружающих.
  • Живое и теплое общение с чтецами.

Что дает проект взрослым: 

  • Реализацию потребности помогать детям, передавать им свои знания, жизненный опыт, дарить время, тепло и заботу.

«Я уже давно хотела заняться чтением вслух для детей, но не знала, как это реализовать. Боялась, что в детском доме мое желание не поймут. Боялась, что отсутствие педагогического образования станет проблемой. Мне хочется быть полезной, познакомить детей с различными произведениями и привить любовь к литературе и чтению. А еще мне очень нравится атмосфера, которая создается во время чтения вслух.  Я часто читаю вслух, в том числе и произведения для детей».

Нургалеева Дина, 28 лет.

«Мне импонирует практика, которая применяется в Европе и в Америке, – чтение в общественных библиотеках. Детей собирают и читают им вслух. У нас, к сожалению, такого нет. В школах изучают материал, но без детального погружения в тексты. Дома дети читают мало. Если у родителей нет такой привычки, то у детей она вряд ли появится. Конечно, сегодня дети находятся в постоянном информационном потоке. Но одно дело - знание, а другое - «эмоция и душевное переживание», которое испытывает человек при чтении книги. Ведь чтение - это сопереживание. Если человек не сопереживает, он перестает быть человеком. Поэтому необходимо помочь детям открыть через книгу душевный и эмоциональный мир. Без книг дети не научатся ни любить, ни ценить, ни дорожить тем, что имеют. В проекте я хочу реализовать свое желание «читать, читать, читать». 

Марданова Евгения, учитель начальных классов.

 

 «В настоящее время я могу что-то кому-то дать. Всю свою жизнь я занималась только тем, что работала, зарабатывала. Есть пустота в сердце, которую я могла бы заполнить, делая что-то полезное. Материально я помогала и помогаю нуждающимся, но мне бы хотелось помочь иным образом. Почему чтение? Чтение для меня имеет сакральное значение, я выросла в семье, где много читали, мои дети тоже читающие. Не являясь педагогом, я смогу дать воспитанникам что-то новое».

Зинина Яна, директор агентства недвижимости «Ваш дом»

Как получить статус «Чтеца»?

2 раза в год БФ «Счастливые истории» объявляет набор чтецов в проект «Классные чтения!». Принять участие может любой желающий, подав заявку. Конкурсный отбор проходит в форме прослушивания.

 Члены жюри: специалист по технике речи, специальный психолог, профессиональный чтец и представитель коррекционного учреждения, интерната или детского дома.

Во время отбора конкурсант читает вслух случайно выбранный отрывок из книги. Жюри оценивает четкость и выразительность речи, ораторские и актерские качества. Перед принятием решения комиссия проводит мини-собеседование претендента на роль «чтеца». Важно понять, каковы цель участия, сфера деятельности конкурсанта, опыт общения с детьми, чувство ответственности, график работы, умение справляться с эмоциями. После того, как все мотивы выявлены, все желающие прослушаны, члены жюри подсчитывают баллы и выносят вердикт. В тот же день либо на следующий чтецы проходят подготовку к работе с особенными детьми - мастер-классы c психологом и специалистом по технике речи.

«Это большая ответственность – направлять чтецов от своего имени в школы. Поэтому после отбора проводится подготовка к работе с детьми, волонтеры проходят проверку службой безопасности, медицинский осмотр (нарколог, психиатр), с каждым заключается договор. Это фундамент, без которого не получится результата на выходе. Пройдя все этапы, участник проекта может приступать к чтениям. 

Проекту уже 2 года, и те люди, которые в нем участвуют, подошли к нему осознанно. Они тратят свое личное время 2-3 раза в неделю, отдают заботу и любовь. Некоторые из них с нами с самого начала. Благодарность им и низкий поклон».

Ирина Хуснутдинова, директор БФ «Счастливые истории»

О том, как проходят занятия. «Люди, отдающие сердце детям»

На сегодняшний день в 8 коррекционных учреждениях г. Казани и г. Альметьевске 45 чтецов еженедельно проводят «Классные чтения!». Число желающих, как и число учреждений, на базе которых проводятся чтения, растет.

Миссия чтецов – не только интеллектуальное, культурное развитие детей через чтение, но и помощь в гармоничном формировании личности.

«Артистичность, эмоциональность, эрудиция чтецов покорили не только детей, но и педагогов школы-интерната. «Люди, отдающие сердце детям», - так можно охарактеризовать каждого из чтецов. Они не просто читают художественные произведения детям с ОВЗ, они участвуют в процессе их становления, учат их мыслить, рассуждать, принимать решения», - отметила представитель одного из коррекционных учреждений г. Казани.

Процесс чтения литературы – это еще и один из самых действенных способов духовного развития детей.

«Поколение нынешних подростков в корне отличается от того, какими были их родители, не говоря уже о том, какими были деды… Нравственность отошла, к сожалению, на второй план. Исходя из этих соображений, мы начали читать повесть А. Солженицына «Матренин двор». Сорокина Светлана не проводит механических чтений, она вводит ребят в историю создания и публикации повести.  Задача перед ребятами поставлена. Чтение на высоком уровне. Каждый фрагмент решает какие-то нравственные проблемы. Это то, что нужно. Сейчас. Сегодня. Нужно нашим детям…».

«Продолжаем чтения. Обсуждаем. Главное – нет равнодушных. По окончании чтения десятиклассники просидели молча всю перемену. Эмоциональность зашкалила до онемения. Гробовую тишину нарушил звонок на следующий урок. Тут ребят «прорвало»: они обступили Светлану Евгеньевну, она не уставала отвечать на их вопросы буквально на ходу.

Решили оставить обсуждение на более поздний срок – после уроков. Чтец, не пожалевший личного времени, ждал ребят. Обсуждали долго. Отвечали в основном на вопросы: «Почему?»... Результаты налицо».

Учитель Казанской школы-интерната № 7 для детей с ОВЗ.

Что вдохновляет людей на столь благородное дело?

   Проект "Классные чтения!" Благотворительного фонда "Счастливые истории" оказался для меня сбывшейся мечтой. Важны и нужны разные формы добрых дел, но эта, на мой взгляд, особенная. Подарить детям минуты общения с хорошей литературой, еще больше заинтересовать их миром чтения – это возможность взаимного духовного обогащения. Время, проводимое вместе за чтением, запоминается надолго, ведь мы не только читаем и слушаем, мы переживаем за героев и вместе с ними! Сколько эмоций прожито, пока мы читали с десятиклассниками Ч. Айтматова, В. Распутина! Появляются какие-то особенные, теплые отношения, мы с ребятами словно разделяем радости и горести литературных героев. Это уже второй выпускной класс за время моих чтений, всегда так жаль расставаться!

   Мне посчастливилось читать в разных классах, путешествовать от Ж. Верна в 7-м классе к В. Распутину в 10-й, затем к Агнии Барто во 2-й, а потом снова к старшеклассникам, читать Тургенева, Шекспира... Это чудесно!

   В 7-м «а» мы так погрузились в роман "Дети капитана Гранта", что ребята прилежно учились вязать морские узлы и с интересом слушали научные географические сообщения.

   Отдельная история со 2-м «а». Я читала детям «по заказу»: они вдохновенно придумывали   очередную тему чтения, интеллигентно уступали   право   выбора   девочкам, с удовольствием принимали выбранные мной произведения. Особенной любовью пользовались у нас стихи Агнии Барто.  Обсуждения бывали очень активными: ребята охотно отвечали на мои вопросы, наперебой делились своим жизненным опытом, импровизировали (рассказывали сказки наизусть по два-три человека вместе без всякой подготовки!), читали стихи, даже песенки мне пели. И все это - по теме чтения.

 Интерес детей к чтению возрождается, могу утверждать это с уверенностью. Я   искренне верю, что годы "литературного безвременья" прошли безвозвратно. Прекрасная идея – создание проекта "Классные чтения!" – немало этому способствует.

Светлана Сорокина, филолог, чтец первого отбора.