Как помочь ребенку полюбить чтение?

Альметьевске недавно прошел праздник «Глаголица», посвященный детскому чтению, который организовал благотворительный фонд «Счастливые истории».
Программа мероприятия целиком и полностью отображала основное направление деятельности фонда - популяризацию чтения среди детей и подростков. Ребят ждали тематические концерты, встречи и мастер-классы с детскими писателями. Поучаствовал в празднике и корреспондент «КВ».
Чтец-волонтер
Рассказать хочется не только и не столько о самом мероприятии, сколько о детском чтении и своем опыте в этом направлении. В этом году мне довелось поучаствовать в благотворительной программе фонда «Счастливые истории», став чтецом-волонтером. Пройдя отбор и обучение, я читал сказки и детские книги в одной из коррекционных школ Казани. 

Опыт подобного общения с детьми оказался просто бесценным. Он полностью опроверг расхожее мнение, будто в наш информационный век, пресыщенный различными видами досуга, невозможно увлечь детей чтением. При должном усердии, правильном подборе литературы, интересной подаче дети с огромным удовольствием слушают сказки и рассказы. Главным фактором успеха в этом я бы назвал некоторую интерактивность, взаимосвязь слушателя и читателя. 
Однако речь идет не об актерской составляющей процесса, а о возможности участников задавать вопросы и отвечать на них. К примеру, в повествовании возникла моральная дилемма, нет уверенности, что ребенок правильно ее понял. Это отличный повод в форме вопросов и ответов проанализировать произведение. Ребенок услышал в сказке архаичное слово? Значит, поговорим о родном языке и его истории. Слушателю не понравился кто-то из персонажей? Аргументируй, возможно, и я разделю твое мнение. 

В большом коллективе таких вопросов возникает очень много, на моих уроках чтение самого произведения занимало гораздо меньше времени, чем его обсуждение. Итог - равнодушных обычно не оставалось.
Камерная обстановка
На празднике «Глаголица» я выступал в роли чтеца перед маленькими пациентами МБУЗ «Альметьевская детская городская больница с перинатальным центром» в парке оранжевого настроения. Атмосфера на встрече сложилась замечательная, очень теплая, солнечная погода этому способствовала. Ребят развлекал аниматор, игравший Кота Ученого, гримеры превращали лица детей в мордочки зверей и образы сказочных персонажей. Мыльные пузыри, детский смех - позитив, одним словом. 

А вот с чтением все было не столь радужно. Ребята видели меня в первый раз в жизни, стеснялись, и поэтому захватить внимание аудитории было непросто. Если на занятиях в школе сказку, которую предстояло читать, мы выбирали вместе с ребятами, то тут выбор был только за мной. К тому же после мыльных пузырей и гримеров сложно было завладеть детским вниманием. Какие там книжки, когда рядом такое! 
Конечно, нельзя не радоваться, когда у детей хорошее настроение. Но мне хотелось заинтересовать их главной темой праздника - чтением. И это удалось. Не сразу, но аудитория собралась, притихла, и скоро внимание ребят было захвачено повествованием. Окончательно успех закрепили известные детские писательницы Татьяна Беринг и Тамара Крюкова, посетившие парк, чтобы почитать свои произведения.

На большой сцене
В парке имени 60-летия нефти Татарстана в Альметьевске на большой сцене состоялся масштабный концерт для городских школьников. К сожалению, такого восторга, как в камерной обстановке, выступления чтецов перед большой аудиторией не вызвали. Среди ребят нашлись те, кому интереснее было не слушать, а мешать остальным. Несколько раз приходилось прерывать чтение и призывать аудиторию к порядку. Видимо, большой зал под силу держать только профессиональному актеру, знающему, как надолго завладеть детским вниманием.
Могло возникнуть впечатление, будто школьникам чтение совершенно неинтересно. К счастью, это не так, значительная часть аудитории слушала очень внимательно и с видимым удовольствием. Перед публикой выступили и писательницы, и чтецы-школьники, некоторые - с произведениями собственного сочинения. Причем школьников аудитория слушала с не меньшим вниманием. Заинтересованность детей в чтении продемонстрировали и результаты викторины на соответствующую тематику. Организаторы подготовили непростые вопросы, с подковыркой, тем не менее в зале всегда находились ребята, знавшие правильный ответ.
По результатам праздника руководитель фонда «Счастливые истории» Ирина Хуснутдинова отметила, что довольна не всем, но мероприятие продолжает искать свою форму и с каждым годом будет становиться только лучше. Можно пожелать этим людям удачи в таком непростом и ответственном деле.
Заинтересовать чтением можно любого ребенка. Да, это бывает непросто, кому-то для этого необходимы особые обстоятельства, кто-то еще не встретил своего автора и свою книгу. Но необходимость помощи ребенку в раскрытии такого интереса очевидна.